Новый ледокол "Александр Санников" укрепит лидерство "Газпром нефти" в Арктике

Новейший инновационный дизельный ледокол страны, способный за минуту совершить разворот на месте на 360 градусов и пройти ледовое поле двухметровой толщины, — «Александр Санников» отправляется из Санкт-Петербурга в первый арктический поход.

Судно построено на верфях в Выборге по заказу компании «Газпром нефть» для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. О том, что представляет собой «Александр Санников» и почему его появление является еще одним технологическим прорывом для нашей страны, — в материале ТАСС.

Дизель предпочли атому

Создатели «Александра Санникова» называют его самым технологичным судном в своем классе. На нем установлена инновационная система маневрирования в сплошном льду, которая позволяет при относительно небольшой мощности двигателя показывать лучшую ледопроходимость. Кроме того, на судне полностью автоматизировано управление энергообеспечением, что повышает эффективность его эксплуатации и обеспечивает до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов.

На сегодняшний день количество дизельных ледоколов в России уже превышает число атомных в семь раз. Это обусловлено рядом преимуществ более маневренных судов. Длина «Александра Санникова» составляет 121,7 м, ширина главной палубы (включая отбойные конструкции) — 26 м. Для сравнения — современный атомный ледокол проекта «Сибирь» крупнее почти на треть. Однако большие габариты не означают лучшую эффективность. Новый ледокол «Газпром нефти» по эксплуатационным показателям не уступает атомным-гигантам и превосходит их за счет меньшего энергопотребления. Испытания показали, что при мощности  в 22 МВт «Александр Санников» показывает аналогичную ледопроходимость с атомными ледоколами типа «Таймыр» и «Вайгач», которые тратят на ту же работу до 36 МВт (на треть больше энергии).  Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущества в маневренности, а также позволяет преодолевать плотный лед со скоростью более 2-х узлов (4 км/ч), двигаясь как носом, так и кормой. На чистой воде ледокол может разгоняться до 16 узлов (30 кмч). Кроме того, судно обладает низкой осадкой (до 8 метров) для работы на мелководье, где не пройдут большинство из атомных исполинов.

Еще одна важная особенность нового ледокола — работа по принципу «нулевого сброса»: без каких-либо рисков для окружающей среды. Такой подход можно назвать новым стандартом для последующего развития транспортной инфраструктуры в Арктике, которая должна функционировать без нанесения вреда экологии. В случае с «Александром Санниковым» его система «жизнеобеспечения» устроена так, что все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами.

Инвестиции на север

Россия сохраняет за собой позиции основного оператора в Арктике и планирует развивать по Северному морскому пути морское судоходство Европа — Азия, особенно с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.

С приходом новых технологий несколько лет назад стало возможным освоение одного из крупнейших разрабатываемых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал — Новопортовского. Появление ледокола «Александр Санников» — это еще один технологический прорывов для повышения эффективности логистики по Северному морскому пути и поставок нефти через терминал «Ворота Арктики» — единственный в мире нефтеналивной терминал  в пресных водах за Полярным кругом.

По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. К примеру, по итогам прошлого года активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество бункеровок танкеров в Арктике. «Газпром нефть» делает ставку на создание собственного арктического флота. По заказу компании уже построены и эксплуатируются  несколько танкеров. Следом за ледоколом «Александр Санников» будет введен в эксплуатацию второе ледокольное судно  — «Андрей Вилькицкий». Оба они будут работать под российским флагом и обеспечат нашей стране новые возможности для транспортировки арктической нефти.

«Газпром нефть» продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры на полуострове Ямал в районе Нового Порта и планирует достичь максимальной эффективности добычи и монетизации всех видов углеводородов, добываемых на полуострове. В рамках данной стратегии компания уже получила лицензию на поиск и оценку запасов нефти, конденсата и газа на участках Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый.

Сложность разработки запасов Новопортовского месторождения обуславливает наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка. Для достижения максимальной эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» развивает проекты по строительству горизонтальных и многоствольных скважин, а также многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлил право пользования недрами Новопортовского до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти».