Решение южнокорейской KOGAS пойти в арбитраж может реформировать рынок СПГ в Азии

Решение южнокорейской госкомпании Korea Gas Corp (KOGAS) оспорить в арбитраже условия контракта на поставку сжиженного природного газа (СПГ) может изменить устоявшийся порядок на рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так как её примеру могут последовать и другие игроки, считают отраслевые эксперты.

Представитель KOGAS вчера подтвердил, что компания подала иск против австралийских экспортёров в попытке оспорить цену на поставку СПГ в рамках проекта North West Shelf Gas, контракт по которому истёк в 2016 году.

Большая часть СПГ поступает в Азию по долгосрочным контрактам, которые обеспечивают стабильность поставок покупателям и прибыль производителям.

Вплоть до 2014 года, в условиях ограниченного предложения, азиатские импортёры заключали такие контракты, хоть они и оставляли им мало пространства для манёвра.

Но с ростом предложения, который в основном обеспечили США и Австралия, покупатели СПГ в Азии стали требовать лучших условий.

Изменения условий контрактов могут спровоцировать скачок в торговле сжиженным газом в регионе, как это было в Европе после череды арбитражных разбирательств 5-10 лет назад.

«Что мы видим, так то, что азиатские рынки сейчас находятся в том же положении, что и европейский газовый рынок 10 лет назад», – сказал Маджид Кюблер из Team Consult.

«По нашей оценке, споры вокруг контрактов, в том числе доходящие до арбитража, набирают обороты», – добавил он.

В прошлом году такие крупные производители СПГ, как Woodside Petroleum и Royal Dutch Shell, сказали, что готовы обсуждать новые контракты на более гибких условиях, оговорившись, что на изменение текущих сделок они не пойдут.

«Азиатские импортёры традиционно предпочитали избегать судебных разбирательств с поставщиками по поводу долгосрочных контрактов. Но рынок не стоит на месте – он меняется», – сказал Джеймс Тэвернер из IHS Markit.

Эксперты в отрасли ожидают, что число азиатских компаний, следующих примеру KOGAS, будет расти.

Цены по более чем 15 контрактам на поставку СПГ или уже пересматривается, или будут пересматриваться в этом году, сказал аналитик Wood Mackenzie.

Разногласия по контрактам на поставку заканчиваются арбитражем, если покупатель и продавец не сумели договориться об их условиях во время пересмотра договоров. Но исход тяжб зачастую остаётся неясным.

«Общедоступной информации об арбитражных разбирательствах вокруг СПГ-контрактов, как правило, очень мало», – сказал Тэвернер.

ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ ИМПОРТЁРЫ

Есть три главных положения, которые не устраивают импортёров СПГ по долгосрочным контрактам. Во-первых, это принцип «бери или плати», обязывающий их платить за грузы, даже если они в них не нуждаются.

Во-вторых, покупатели партий не могут их перепродавать, и, в-третьих, цена СПГ в долгосрочных контрактах привязана к стоимости нефти.

Летом прошлого года стало известно, что японские регуляторы признали ограничения на перепродажу топлива незаконными. Япония в настоящий момент является крупнейшим импортёром СПГ в мире.

Прошлой осенью японская JERA сообщила, что будет отходить от долгосрочных контрактов и в будущем заключать договоры на более гибких условиях.

Компания уже начала практиковать новую стратегию, и первой нововведения коснулись малайзийской Petronas.

«Объём контрактных продаж упал менее чем до 22 миллионов тонн в год в 2017-м по сравнению с уровнем 2016 года, когда он превысил 30 миллионов тонн в год», – говорится в аналитической заметке Poten and Partners.

Снижение произошло, невзирая на рост мирового спроса на СПГ на 20 процентов в прошлом году.