Стоимость бензина на бирже начала расти из-за ремонтов на НПЗ

После полуторамесячного перерыва стоимость бензина на бирже вновь начала расти, приближаясь к отметке 50 тыс. рублей за тонну. Эксперты связывают рост цен с остановками НПЗ на осенние ремонты, сообщает «Коммерсант».

По данным СПбМТСБ с 13 по 21 августа цена АИ-95 выросла на 6% — до 49,6 тыс. рублей за тонну, АИ-92 подорожал на 4% — до 46,2 тыс. рублей.

В мае, когда цены на АИ-95 превысили 50 тыс. рублей за тонну, в Правительстве признали ситуацию «кризисной» и одобрили экстренные меры по снижению акцизов и «замораживанию» цен в рознице по соглашению с крупнейшими нефтекомпаниями. Эти договоренности, достигнутые в начале июля, включали также обязательства снизить оптовые цены до уровня, обеспечивающего выживание независимых АЗС. Сейчас ситуация для последних вновь осложняется.

Основная причина роста цен – снижение производства топлива из-за начала осенних ремонтов на НПЗ. Так, вне графика встал на ремонт Куйбышевский НПЗ «Роснефти», с технологическим проблемами столкнулись заводы «Газпрома».

При нехватке товара нефтепереработчики в первую очередь сокращают предложение на бирже, именно там цены реагируют быстрее всего. В последние дни объем биржевых продаж бензина упал до 19 тыс. тонн в сутки против 30–33 тыс. тонн в начале июля. Цены внебиржевых сделок растут довольно умеренно, это связывают как с традиционным опозданием за биржевым индикатором, так и деятельностью трейдеров на бирже.

В ФАС не видят причин для беспокойства. По мнению службы, сейчас маржинальность АЗС находится на приемлемом уровне. Ведомство планирует привлечь на биржу дополнительных игроков, а также убедить часть экспортеров переориентировать поставки на внутренний рынок. Сейчас экспорт продолжают «Сургутнефтегаз» и ТАИФ.

Агентство Thomson Reuters Kortes согласно с оценкой ФАС маржинальности АЗС. Кроме того, по подсчетам Kortes, в сентябре объем доступных мощностей вторичной переработки на НПЗ должен быть выше, чем в августе, что может привести к росту выпуска. При этом выбытие мощностей из-за ремонтов в сентябре должно быть на 18% меньше, чем год назад.

Пока нефтепереработчики соблюдают договоренности с Правительством и удерживают розничные цены, считает источник «Коммерсанта». Однако «нефтяники наверняка будут поднимать вопрос о дополнительной компенсации из бюджета, даже сейчас оптовые цены на 10 тыс. руб. на тонну ниже экспортной альтернативы, отрасль каждый день недополучает более 1 млрд рублей«. В случае роста цен на нефть и параллельного ослабления рубля, как это происходит в последние две недели, недополученная выгода компаний будет только увеличиваться, и они могут снизить загрузку НПЗ.