В Москве не осталось бензина дешевле 40 рублей за литр

Топливо может подорожать до 45–50 рублей за литр, уверены эксперты

За минувшую неделю средние цены на московских заправках выросли на 70 коп. до 40,65 руб. за литр Аи-92, на 43 коп. до 42,17 руб. за летнее дизтопливо (ДТ) и до 63 коп. до 43,86 руб. за литр Аи-95. Эти данные приводит «Интерфакс» со ссылкой на ЦДУ ТЭК от 13 мая.

Найти Аи-92 дешевле 40 руб. за литр пока еще можно на некоторых заправках «Газпром нефти», ТНК, «Роснефти», Shell и «Татнефти», следует из данных Московской топливной ассоциации. Существует как минимум одна заправка, где его продают за 38,79 руб. Но даже у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) средний ценник на самый популярный вид топлива ниже психологической отметки в 40 руб. уже не опускается. Независимые сети заправок продают топливо дороже, сообщается в данных топливной ассоциации – от 40 руб. 29 коп. И это не предел, уверен гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: «Цены продолжат расти».

На прошлой неделе оптовые цены на бензин в Центральном регионе превысили розничные цены на несколько рублей, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). «На моей памяти такого прецедента не было, чтобы цены на оптовом рынке были выше розничных», – отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Оптовая цена на топливо в России растет вслед за мировыми ценами на нефть. Но если раньше этот рост компенсировался укреплением рубля, сейчас этого не происходит, что приводит к диспаритету, говорит он.

Справедливая цена на Аи-92 при сохранении текущей мировой конъюнктуры может составить около 50 руб. за литр, если отталкиваться в расчетах от экспортного паритета, считает Турукалов. Рост цен на Аи-92 и ДТ предрекают и данные СПбМТСБ: региональные биржевые индексы Аи-92 и летнего ДТ – в них учитываются стоимость топлива на заводе и затраты на его доставку до Москвы – начали значительно превышать розничную цену. По Аи-92 индекс составил 40,1 руб. за литр против 38,79 руб. в рознице в среднем по европейской части России и 42,46 руб. против 41,36 руб. за литр летнего ДТ. Фактически розничная торговля нефтепродуктами сейчас убыточна, участникам рынка придется повышать цены на заправках, указывает Турукалов.

Оптовая стоимость Аи-92 на заводе Центрального федерального округа сейчас 55 000 руб. за тонну, в пересчете на литр – 40,5 руб., говорит эксперт Reuters Kortes Максим Назаров. В среднем издержки от завода до пистолета (с учетом доставки и обслуживания) составляют около 5–8 руб. за литр, говорит Назаров. Таким образом, справедливая стоимость Аи-92 составляет не менее 45–46 руб. Но при этом все независимые заправки вынуждены ориентироваться на ВИНК, а те пока удерживают цены за счет ранее купленного на НПЗ топлива. Оптовые цены на Аи-92 в среднем по России с начала апреля выросли на 23,8% до 40,4 руб. за литр, тогда как розничные – лишь на 2,9% до 39,33 руб. за литр.

Рост цен на оптовом рынке начался сразу после выборов, а дисбаланс приводит к тому, что независимым ритейлерам становится невыгодно работать. «Ни продать бизнес нельзя (его никто не берет), ни закрыть», – отмечает Аркуша. Дело в том, что большую часть оптового рынка бензинов держит несколько игроков, в апреле объемы торгов снизились в 3 раза ниже 20 000 т в сутки, при этом цены в рознице не повышаются так же стремительно, как растет цена у производителей. Это приводит к тому, что ВИНК за счет низких цен на бензин переманивают покупателей независимых ритейлеров, указывает Аркуша. Союз уже писал несколько раз в ФАС, обращался к президенту: Аркуша усматривает в диспаритете злой умысел вертикально-интегрированных компаний. Но скромные объемы торгов не приведут к дефициту топлива, уверен он.

В структуре выручки «Роснефти» реализация высокооктановых бензинов и ДТ на внутреннем рынке в январе – марте 2018 г. составила всего 14,8% (255 млрд руб.). Большую часть выручки генерирует продажа нефти за рубеж. Какова рентабельность ритейл-бизнеса компании, представитель «Роснефти» не говорит.